Фонд Хелпус лого

Как снег на голову: кому помогает Ice Bucket Challenge

9 сентября 2014, 13:00 2308 Автор: Ольга Павлова forbes.ru Флешмоб с обливанием ледяной водой в России стал использоваться разными фондами, не имеющими отношения к больным боковым амиотрофическим склерозом. Что думают об этом в российской благотворительной сфере?

фото Getty Images

Флешмоб с обливанием ледяной водой в России стал использоваться разными фондами, не имеющими отношения к больным боковым амиотрофическим склерозом. Что думают об этом в российской благотворительной сфере?

Начавшаяся в июле этого года в США акция Ice Bucket Challenge стала одной из самых масштабных в истории благотворительности. Запустивший флешмоб фонд ALS Association, который занимается борьбой с редким заболеванием ЦНС — боковым амиотрофическим склерозом (БАС), уже собрал более $100 млн от более 3 млн человек со всего мира.

Почему используется обливание ледяной водой? Схожие ощущения испытывают люди с БАС. Это прогрессирующее заболевание, которое поражает двигательные нейроны в головном и спинном мозге. По мере развития заболевания у человека атрофируются почти все мышцы, наступает практически полная парализация, человек постепенно теряет способность двигаться, глотать, дышать. Число больных БАС во всем мире – около 300 000, в России — около 9000 человек.

Автором ALS Ice Bucket Challenge считается бывший профессиональный бейсболист Бостонского колледжа Пит Фрейтс и его друзья. В 2012 году в возрасте 27 лет у него диагностировали боковой амиотрофический склероз. В 2014 году он уже не может самостоятельно передвигаться, есть и говорить.

По правилам обливший себя ведром ледяной воды участник акции должен перечислить в благотворительный фонд ALS Association $10 и бросить вызов ещё трем участникам. В течение 24 часов они должны сделать то же самое, засняв процесс на видео. В случае отказа они должны внести пожертвование в благотворительный фонд в размере $100 или сделать и то и другое.

Многие мировые знаменитости, политики, спортсмены и обычные жители приняли участие в кампании, в том числе Марк Цуккерберг, Билл Гейтс, Бейонсе, Дэвид Линч, Криштиану Роналду и другие.

Особый путь

В России кампания Ice Bucket Challenge видоизменилась и проходит в пользу разных благотворительных фондов, в том числе «Подари жизнь», «Линия жизни», «Галчонок», «Вера», «Артист», «Благотворительный фонд Константина Хабенского» и других. В акции приняли участие политики Сергей Миронов, Владимир Жириновский, Георгий Полтавченко, певец Филипп Киркоров, хоккеист Александр Овечкин, футболист Вячеслав Малафеев, президент «Зенита» Александр Дюков, актеры Евгений Миронов, Чулпан Хаматова и другие.

В России эстафету ALS могла бы принять православная служба «Милосердие» — единственная организация в стране, комплексно помогающая людям с БАС. У «Милосердия» уже два года существует программа «Дыхание», направленная на сбор средств для покупки аппаратов дыхательной поддержки для больных. «Лекарство от БАС до сих пор не найдено, — говорит руководитель проекта помощи больным БАС православной службы «Милосердие», заведующий отделением неврологии ГКБ № 12 Москвы Лев Брылев. – Но теперь многое может измениться. Акция Ice Bucket Challenge позволила миллионам людей по всему миру узнать о БАС, люди начали активно жертвовать средства, и мы надеемся, что внимание всего мира к этому заболеванию приблизит изобретение лекарства от него».

В России универсальность использования флешмоба разделила благотворительное сообщество и вызвала споры. Одни утверждают, что нарушены этические нормы и что нельзя использовать чужую идею для своих целей. Вторые – что это интересный формат и возможность привлечь к благотворительности новых людей и не важно, какому фонду люди будут помогать.

Мария Ильченко, координатор отдела фандрайзинга программы «Дыхание» службы «Милосердие»

«У нас с момента старта кампании увеличились и суммы пожертвований, и количество жертвователей. 20 августа было первое обливание в поддержку именно службы «Милосердие» — флешмоб начала редакция газеты «Метро». В итоге за 10 дней до конца августа было собрано больше 150 000 рублей. В сентябре в один день – более 400 000 рублей пожертвований. При том, что средняя сумма денежных сборов в месяц порядка 300 000 рублей в месяц. В итоге количество жертвователей увеличилось в три раза.

Конечно, мы очень рады и благодарны американскому флешмобу, который привлек внимание к этому редкому заболеванию, про которое мало кто знает. Помощь взрослым вообще самая сложная сфера благотворительности, и обычно люди не любят помогать взрослым. А большинство наших подопечных – именно взрослые. Есть коллеги из НКО, которые поддержали нас и жертвовали на нашу службу и нашу программу. Есть и те, кто привлекали cредства для своих фондов, которые не занимаются помощью больным БАС.

В то же время следует признать, что проблема болезни БАС сегодня стоит очень остро. Люди с этим заболеванием постепенно теряют способность двигаться, дышать, глотать. Cейчас это заболевание считается неизлечимым, но те деньги, которые были собраны в Америке для фонда ALS, пойдут на исследования возможности лечения таких редких заболеваний двигательного нейрона, как БАС».

Екатерина Бермант, директор фонда «Детские сердца»:

«Когда мы обливаемся ледяной водой в пользу любого российского благотворительного фонда — мы подставляем свои реквизиты под чужой рекламный ролик. Размываем аудиторию достойного и заявленного в правилах адресата и отбираем их деньги. Мне очень жаль, что такое случилось только в нашей стране — весь мир как-то удержался, а мы украли идею.

Почему так произошло? Думаю, главная проблема в том, что мы не интегрированы в цивилизованный мир.

Флешмоб Ice Bucket Chellenge в конце июля пришел в Россию, до этого собрав многомиллионные пожертвования по всему миру. Он сочетает в себе игру, удаль, остроумное вирусное распространение – все, что нужно, чтобы покорить сердца миллионов. Тут и вызов, и взятие «на слабо», и возможность продемонстрировать, насколько ты хорош в мокрой майке, всему миру. И все это для того, чтобы собрать деньги на исследование и поиск реально действующего лекарства от страшной болезни Лу Герига.

Ice Bucket Chellenge действовал эффектно и эффективно, пока не пришел к нам. Тут его мгновенно приспособили под «домашние нужды». Множество известных людей начали обливаться не в пользу обозначенного правилами флешмоба адресата, а в пользу своих фондов. Кажется, ну и какая разница? Это же на благотворительность. А разница есть.

Сейчас, кроме Америки, никто и не сможет решить проблему лечения бокового амиотрофического склероза – это слишком дорогие исследования, требующие лучших ученых и передовой науки. И это шанс для людей, страдающих БАС, во всем мире.

А форматы использовать можно, только лучше придумать свой феерически удачный проект. А не пытаться «сесть на хвост» чужой изобретательности и удаче».

Антон Комолов, ведущий, член попечительского совета «Центра лечебной педагогики»

«Многие считают этот флешмоб глупостью, но я считаю, что лучше собрать много благодаря глупости, забаве, чем доходчиво и наукообразно, но мало. Я поддержал Ice Bucket Challenge в пользу «Центра лечебной педагогики», мне показалось важным рассказать про этот центр, которому мало кто помогает. Почему не в пользу ALS? Мне кажется, когда этот флешмоб дошел до России, он вообще уже утратил собственную суть — благотворительную. Во-вторых, мало кто из простых людей (тем более в нынешней политической обстановке) радостно побежит жертвовать американской организации. А для российской — может быть. Кроме того, я знаю, насколько сложная вещь в нашей стране — собирать деньги на благотворительность.

Я постарался в коротком видео напомнить и об изначальном смысле — люди могут погуглить после моего напоминания и в двух словах рассказать о ЦЛП. Увы, в данном формате многого и не расскажешь.

Большая часть людей даже не представляет, из-за чего обливаются водой знаменитые и не очень люди.

Но просто по законам математики, благодаря большому количеству людей, вовлеченных в акцию (как участники или зрители), увеличивается и число осознанных участников. Насколько я знаю, цифры сборов у ALS Association более чем впечатляющие. А «перекинув мостик» в Россию, можно получить более весомую обратную связь. Кстати, один из друзей, которому я бросил вызов, перевел деньги именно на счет ALS Assoсiation».

Татьяна Тульчинская, директор некоммерческого партнерства «Все вместе»

«Да, идея очень прикольная, формат найден интересный. Это что-то новое по сравнению с тем, что было раньше. Но меня расстраивает, что для некоторых это превратилось в развлечение: люди не понимают, что делают. Возможно, это объективные издержки, это неизбежно, объективный ход событий, косвенный критерий успеха. Но еще больше расстраивают действия людей из благотворительных фондов, профессионалов в нашей сфере, которые знают, что делают, и сознательно действуют. Это уже на грани нарушения этического кодекса фандрайзера, который в марте разработала Ассоциация фандрайзеров России.

Тем более обидно, что в этом участвуют люди, которые не нуждаются в такого рода мошенничестве и чужой славе.

И конечно, они это делают без злого умысла, они просто не подумали. Фондам «Подари жизнь» и «Вера» не нужна такая слава, про них и так знают.

Я думаю, что наша сфера пострадала из-за этого. Была уникальная возможность рассказать о проблеме неизлечимых редких заболеваний, в сфере, где очень мало исследований и нет лекарств. А теперь эта тема замылилась.

Нюта Федермессер, президент фонда помощи хосписам «Вера»

«Почему не этично? Очень даже этично! Посмотрите, сколько вообще людей в вашей Facebook-ленте слышали про ALS раньше и сколько сейчас? Это же цепная реакция. Люди стали и ролики в Youtube смотреть, и тексты читать, и гуглить про эту неприятную болезнь. Про почти $100 млн что говорят те, кто считает это обливание неэтичным?

Это прекрасная акция, убивает сразу всех зайцев: привлекает внимание к проблеме, доставляет людям радость, собирает деньги, распространяет информацию о болезни и просвещает общество, заставляет другие фонды креативить и шевелиться. Все остальные мнения, уж простите, не иначе как зависть, что не мы придумали и что не у нас получилось».

Дмитрий Даушев, директор департамента фандрайзинга и коммуникаций Российского комитета «Детские деревни – SOS»

«Сама идея акции мне очень понравилась тем, что там есть фан, что это весело. Благотворительность не должна быть грустной и серьезной. Но настораживает, что в некоторых случаях люди просто обливаются ради собственного пиара.

Сложно сказать, в какой момент смысл акции потерялся, случилось это где-то на границе с Россией. Видимо, многие участники у нас просто не поняли смысла в виду нашей удаленности и небольшой известности темы.

Сама по себе идея с обливанием и передачей вызова, эстафеты не очень новая, это один из инструментов фандрайзинга, и нет ничего плохого в том, что другие фонды используют его. Все устраивают благотворительные ужины, делают рассылки, проводят марафоны.

К нам почти все лучшие фандрайзинговые идеи пришли из-за границы, та же акция с забавными «красными носами».

Другое дело, что остальным благотворительным фондам стоило бы развести свои акции с Ice Bucket Challenge ALS по времени. Ведь идея этой кампании не только в том, чтобы рассказать про сложную проблему, но и в том, чтобы собрать деньги на исследования и помощь людям».

Ирина Меньшенина, исполнительный директор Ассоциации фандрайзеров, директор по развитию благотворительного фонда «Даунсайд Ап»

«Придумали феноменальную грандиозную идею – мощную, заразительную, в то же время простую и веселую. Поэтому на нее отреагировали люди в разных странах мира, включая Россию.

У нас участников этой акции можно поделить на три группы: представители НКО, публичные персоны и обычные люди – все они по-разному понимают ее цель. Соответственно, степень чувствительности к этической стороне вопроса у всех разная.

Кто-то не задумывается о содержательном наполнении этого формата – обливание ледяной водой помогает прикоснуться человеку к ощущениям больного боковым амиотрофическим склерозом. Кто-то игнорирует благотворительную составляющую вовсе. Кто-то из лучших побуждений и без злого умысла хочет помочь тем, за кого он переживает и кому помогает. Поскольку мотивов много, то и с позиции этики сложно однозначно рассудить, нарушена она или нет. Хорошо в этой ситуации то, что эта дискуссия многих заставила обратить внимание и на тему больных с диагнозом БАС, и на другие этические вопросы в сообществе фандрайзеров. А последних в нашей стране очень много».

Владимир Берхин, президент фонда «Предание»

«Сама эстафета — прекрасное событие. Включение огромного количества знаменитостей, бизнесменов, политиков и просто множества людей замечательно. Немного печально, что часть участников эстафеты позабыла ее первоначальное значение и начала обливаться водой просто так: все-таки это не конкурс «моржей», а благотворительная акция. Также несколько обидно за коллег, которые в России поддерживают больных БАС (служба «Дыхание»), ибо часть участников флешмоба перенаправили внимание в пользу других организаций. Причем явно сделали это просто от большой любви к своему делу, а не по каким-то иным причинам.

И в любом случае: чем больше людей увидят это, чем больше людей в этом поучаствуют — тем лучше будет.

Более того, я думаю, что формат «благотворительных эстафет» теперь прочно войдет в ряд фандрайзинговых средств наряду с аукционами, концертами, забегами и фестивалями еды.

Прямо на наших глазах родилось новое прекрасное явление. Оно пока маленькое и потому иногда ведет себя по-детски. Вырастет — будет еще лучше».

Полина Филиппова, директор по программной деятельности «CAF Россия»

«У нас даже внутри организации разошлись мнения, как и внутри всего благотворительного сообщества. Эту тему активно обсуждают, и нет однозначного мнения.

Есть точка зрения, что произошло «воровство технологии» и что идея использована не для тех целей. Ведь это акция в помощь взрослым людям с редкими заболеваниями, и у нас в стране служба «Милосердие» занимается этой помощью. И этой теме в стране уделяется очень мало внимания».

Но позитивная сторона этой истории – что это новый формат, которого раньше не было. Вся наша благотворительность развивается именно так, перенимая лучшие модели и образцы.

Этично или не этично использовать его в неизменном виде – вопрос, который должны решать профессионалы внутри сообщества. А вот с точки зрения развития и продвижения благотворительности в России – это хорошая история.

У нас в некоммерческом секторе мало разнообразия – это либо гламур, либо печальные маленькие фонды.

В том, что знаменитые люди стали использовать идею для продвижения своих организаций, нет ничего зазорного. Я рада, что разные симпатичные люди это делают. Антон Комолов, Тутта Ларсен, Ксения Раппопорт, Лиза Боярская – у них много подписчиков, они популярные люди, они, надеюсь, ролевые модели для молодежи, поэтому я рада, что такие люди участвуют и называют не самые очевидные организации, которые не у всех на слуху. Ведь одновременно они продвигают саму идею благотворительности.

Благотворительность во всем мире – простое, приятное действо, которое не требует много времени. Поэтому каждый второй британец жертвует на благотворительность, это часть его жизни.

Нам этому еще стоит учиться. Но успех кампании Ice Bucket Challenge как раз говорит о том, что есть запрос».