«Украинская система здравоохранения — это большая черная дыра», — Александр Квиташвили

Проблема с госзакупками передалась по наследству новому главе Минздрава, которого Верховная Рада назначила на этой неделе. О том, как будет бороться с пережитками прошлого и каких кардинальных реформ можно ожидать в украинской системе здравоохранения
Автор: Дмитрий Уляницкий, capital.ua Опубликовано: 10 декабря 2014, 19:00 1129

Фото: Укринформ

С начала года у руля Министерства здравоохранения оказался уже четвертый руководитель. После ухода с должности Раисы Богатыревой в кресло руководителя ведомства сел Олег Мусий —выдвиженец Майдана. К сожалению, ему не удалось исправить неэффективную и коррумпированную систему госзакупок лекарств. На начало октября Минздрав закупил только около 25?% от запланированного объема препаратов. Из-за срыва госзакупок Кабмин отстранил Мусия от должности министра, уволил его первого заместителя Руслана Салютина и поручил исполнять обязанности министра Василию Лазоришинцу. Но и последнему также не удалось удержаться в кресле руководителя.

Проблема с госзакупками передалась по наследству новому главе Минздрава, которого Верховная Рада назначила на этой неделе. О том, как будет бороться с пережитками прошлого и каких кардинальных реформ можно ожидать в украинской системе здравоохранения, рассказал министр здравоохранения Александр Квиташвили.

«Приказ Минздрава, который внедрил коечный принцип, надо сжечь»

— На чем сосредоточите свое внимание в первую очередь?

— На завершении госзакупок лекарств на этот год, а также организации на следующий. Мне известно, что с 1 января в Украине заработает агентство, которое будет заниматься организацией всех государственных закупок. Пока не знаю, как оно будет называться. Мы хотим, чтобы Украина начала закупать лекарства через международные организации: UNICEF, World Health Organization и др. Схожим путем идут примерно 110 государств, в том числе Грузия. Закупки через подобные организации гарантируют высокое качество препаратов, а также отсутствие нарушения сроков поставок. Кроме того, цены на препараты от этих организаций примерно на 10?15?% ниже, нежели рыночные. Планируем отойти от совмещения Министерством здравоохранения трех функций — закупщика, провайдера и контролера.

— Новое агентство будет заниматься госзакупками для Минздрава или для всех госорганов?

— Все государственные закупки будут идти через одно агентство. Его легче контролировать и оно будет работать намного прозрачнее. Поэтому, к примеру, работа Минздрава ограничится подачей параметров по закупкам, а уже организацией займется агентство. Исключение в рамках всех госорганов составят только те закупки, которые нельзя провести по открытым схемам, в частности для нужд Министерства обороны. Перевод госзакупок в отдельное агентство предусмотрен для искоренения коррупции при гостендерах. В Грузии существует такое агентство. Министерство подает ему параметры необходимых закупок, а агентство на открытых онлайн-торгах приобретает товары или услуги. Никто не делал упор только на цене или качестве, поэтому нам удалось достичь хорошего баланса «цена —качество».

— Вы сказали, что планируете отказаться от некоторых функций Минздрава...

— Сейчас Украина финансирует больницы исходя из количества коек, от которого зависит штатное расписание. В результате получается искривление спроса и предложения услуг лечения. К примеру, в приграничной к АТО зоне число пациентов за последнее время выросло в пять-шесть раз. В итоге врачи вынуждены обслуживать больше больных, нежели могут себе позволить, ведь размер их зарплаты не отличается от довоенного времени. Но это же нелогично, неправильно и неэтично.Еще один пример. Украина унаследовала от СССР здания больниц, операционное обслуживание которых по?прежнему неэффективно. Это происходит из?за того, что государство тратит деньги на них исходя из количества коек, а не оказанных услуг. Не важно, сколько в больнице было проведено операций, например по удалению аппендицита — 10 или 25, клиника получит по факту от государства одинаковую сумму. Необходимо уходить от принципа финансирования больниц по количеству коек к принципу числа оказанных услуг. А приказ Минздрава, который внедрил коечный принцип, надо сжечь. Если нам удастся изменить подход, то зарплата медперсонала будет зависеть от объема оказанных услуг, и разговор между доктором и пациентом сведется к обсуждению диагноза, а не того, сколько необходимо заплатить врачу в конверте. Вместе с переходом на новый принцип финансирования планируем предоставить больницам финансовую и административную автономию — клиники сами будут определять, что и когда им необходимо закупить. Сейчас деньги, которые врачи получают в конверте, уходят только им. После перехода на принцип финансирования по количеству услуг и предоставления автономии больницам врачи сами будут заинтересованы как можно больше инвестировать в медучреждения, покупку нового оборудования, ремонт помещений и т.?д.

— Когда должен произойти переход на новые принципы финансирования?

— В I квартале 2015 г. мы должны уже подготовить и принять соответствующие законопроекты. В целом наша стратегия сконцентрирована пока только на 2015 г. Потому что именно этот год станет критическим для Украины из?за войны, сложной экономической ситуации. Не думаю, что надо выбирать 50-60 приоритетов, необходимо брать три-четыре, выполнять их и браться за следующие три-четыре. Но главное, чтобы они базировались на предыдущих шагах и существовала преемственность.

«Все госзакупки будут? идти через одно агентство. Его легче контролировать, и оно будет работать намного прозрачнее»

Приватизация больниц

— В Грузии во времена, когда вы занимали пост министра труда, здравоохранения и социальной защиты, активно проходила приватизация больниц. Планируете ли приватизировать клиники и в Украине?

— Считаю, что приступать к приватизации государственных и муниципальных клиник Украина пока не готова как минимум до середины 2016 г. Сначала необходимо определить потребности страны в услугах, которые должно предоставлять здравоохранение. Потом сделать географический план распределения системы здравоохранения. В результате мы должны получить план, который предусматривал бы следующее: где бы ни жил человек, он везде может получить качественные услуги. Сложность заключается в финансировании подготовки этой стратегии. В условиях войны украинские инвесторы очень осторожны, а иностранные тем более. Поэтому, на мой взгляд, для Украины логичнее пойти эволюционным путем: после того как больницы станут автономными, врачи постепенно сами придут к мысли о приватизации клиник.

— Каковы ваши планы по внедрению в Украине обязательного государственного медицинского страхования?

— Необходима сильная система обязательной страховой медицины, ведь сейчас украинская медицина лежит полностью на государственных плечах. Но сначала нужно подготовить соответствующую инфраструктуру. Например, модернизировать сеть больниц, которые будут с ней работать. Нынешняя модель здравоохранения, как я уже говорил, слишком затратна для государства и, если внедрить страховую медицину сейчас, то страховка получится очень дорогой. Если мы успеем за первые шесть-девять месяцев 2015 г. провести первые шаги по реформированию существующей системы, то, по оптимистическому прогнозу, в госбюджете на 2016 г. будет заложено финансирование на реализацию обязательного медстрахования, по внедрению первых его схем.

Новый налог

— В Грузии была внедрена модель параллельного импорта лекарств — в страну разрешалось ввозить препараты, которые производились для других стран. Планируете ли внедрять ее в Украине?

— Да. Эта модель применяется по всей Европе. Параллельно с ее внедрением необходимо упростить регистрацию препаратов в Украине. В мире есть пять госорганов, которые очень тщательно подходят к регистрации препаратов: в США, ЕС, Японии и т.?д. Если разрешить параллельный импорт и автоматически признать регистрацию препаратов этими пятью госорганами, можно будет добиться снижения цен. Например, в Грузии за шесть месяцев после введения такой реформы цены на лекарства упали примерно на 20?30?%.

— В стратегии реформирования здравоохранения есть предложение о необходимости введения специального налога на табачные и алкогольные изделия, который будет направляться на нужды здравоохранения. Когда планируется его введение?

— В подготовке стратегии участвовали более десяти экспертов, поэтому нельзя говорить, что вся стратегия — это мое видение реформы. По моему убеждению, это неправильный шаг. Украине сегодня не нужен еще один налог. Увеличение финансирования по факту ничего не даст, поскольку в стране сейчас неэффективная система здравоохранения. Украинская система здравоохранения — это большая черная дыра, которая может съесть любое количество денег и не принести никакого минимального эффекта для потребителя. Поэтому сначала необходимо реформировать систему, а потом думать об источниках финансирования.

— В Украине, помимо общедоступной системы здравоохранения, также есть ведомственные системы здравоохранения. Планируете ли вы реформировать эту ситуацию?

— Считаю, что ведомственных больниц не должно быть. Должна быть одна система здравоохранения, которая будет обслуживать всех: и горняков, и железнодорожников, и врачей и т.?д. Необходимо инкорпорировать все системы в одну, за исключением военной. Последняя имеет свои особенности, которые часто несовместимы с гражданской системой. В Грузии мы поступили именно так.

— В украинской системе здравоохранения есть несколько госпредприятий, в частности завод по производству инсулинов «Индар». Есть ли планы по их приватизации?

— Вначале необходимо провести проверку по простому принципу — они деньги теряют или зарабатывают для государства? Не думаю, что у Украины есть сейчас возможность содержать убыточные компании. Сегодня будет очень сложно сделать приватизацию, но готовиться к ней необходимо — как минимум к частичной продаже. Но это я говорю теоретически, потому что пока не знаком с финансовой ситуацией госпредприятий в системе здравоохранения.

Досье

Александр Квиташвили родился 15 ноября 1970 г. в Тбилиси (Грузия). В 1992 г. окончил исторический факультет Тбилисского государственного университета по специальности «новейшая история Европы и США». В 1993 г. получил степень магистра в сфере государственного управления в Школе государственного управления имени Роберта Ф. Вагнера Нью-Йоркского университета (США). В январе 2008 г. — августе 2010 г. занимал пост министра труда, здравоохранения и социальной защиты Грузии. С сентября 2010 г. — исполняющий обязанности ректора Тбилисского государственного университета им. Иванэ Джавахишвили. В декабре 2010 г. избран ректором этого же университета. В июне 2013 г. подал в отставку с занимаемой должности. Решением Верховной Рады от 2 декабря 2014 г. назначен на должность министра здравоохранения Украины.


Данная статья принадлежит к категориям:
Публикации с других источников  

Хелпус - шанс для тех, кто уже не ребёнок

Детям легче получить помощь, но оказаться в беде может каждый. Хелпус сообщает обществу о тех, кто попал в беду, независимо от возраста.
Мы тщательно проверяем просьбы, защищаем жертвователей от мошенничества и даем возможность эффективно помогать наиболее нуждающимся.