Фонд Хелпус лого

Дом, где согреваются сердца

22 сентября 2014, 13:30 2187 Автор: Михаил Задорин ves.lv Из–за тяжелых психических заболеваний они никогда не догонят своих сверстников. Но это люди, и относиться к ним нужно по–человечески…

Из–за тяжелых психических заболеваний они никогда не догонят своих сверстников. Но это люди, и относиться к ним нужно по–человечески…

Увы, в Латвии с каждым годом на свет появляется все больше умственно неполноценных детей. Чаще всего им прямая дорога в специализированные государственные пансионаты. Однако не все родители действуют по известному принципу: с глаз долой — из сердца вон. Многие больные дети живут в домашних условиях. Однако при этом страдают их близкие, которые практически постоянно должны присматривать за своими умственно отсталыми родственниками, чтобы те ничего не натворили. Нередко такой присмотр превращается в настоящее тюремное заточение. Психически больной целыми днями сидит в четырех стенах. «Какой выход?» — спросит иной читатель.

Долой домашнюю тюрьму!

Оказывается, выход есть. Речь идет о рижском благотворительном обществе Rupju berns, которое 20 лет тому назад создала энтузиастка Бирута Грава. В 1994 году вместе с другими подвижниками она решила помочь несчастным семьям, в которых «содержатся» психически больные дети. Причем некоторым из них уже порой за пятьдесят лет. Тем не менее за все эти годы их интеллект по–прежнему находится на крайне низком уровне. По сути, речь идет о «взрослых детях», которым, несмотря на паспортные данные, в действительности лишь четыре–пять лет, а и то и меньше. Понятное дело, они, как и обычные малыши, нуждаются в постоянном присмотре со стороны взрослых.

Сейчас обществом Rupju berns руководит сын Бируты Гравы Марис, поскольку сама она уже ушла на покой. Сегодня организация представляет собой целую сеть подразделений, разбросанных по всей латвийской столице. Скажем, в расположенный на улице Резекнес, 2а, дневной центр Ceribu maja привозят самых тяжелых больных, которые могут передвигаться только в инвалидных колясках. Еще один дневной центр — Ceribu tilts — открыт на улице Иерикю, 2b. Сюда приводят более самостоятельных подопечных. Они могут выполнять какие–то несложные задания. Например, вышивать, вязать.

Поделки от души

В Задвинье, на ул. Путну, 6, находится целый комплекс Meness maja, где некоторые подопечные даже живут вне своих семей в отдельных комнатах. Но, конечно, и там за ними присматривают специальные социальные работники. А совершенно свободно отдельные умственно отсталые проживают в Болдерае, на ул. Плата, 9, в квартирной группе Supoles. Само руководство Rupju berns располагается в Латгальском предместье. Здесь, на ул. Балву, 6, работают также дневной центр Ceriba ligzda и детская подготовительная группа Asnins. В последнюю попадают ребята, которых не взяли в обычные детские садики. Чаще всего родители сами видят, что к их ребенку нужен особый подход.

По словам Мариса Грависа, в обществе Rupju berns все направлено на стимулирование общего развития. Скажем, в мастерской Skaida учатся столярничать. «Взрослые дети» изготавливают различные кухонные принадлежности. Вроде бы предметы нехитрые. Однако нужно учесть, кто их сделал.

— Безусловно, родные очень рады, когда видят хоть какой–то прогресс. Бывают у нас и спецзаказы. Конечно, прежде всего это касается различной сувенирной продукции. Кое–что удается продать через аптечную сеть, с которой мы заключили договор о сотрудничестве. На вырученные деньги приобретаем то, что нам нужно. У каждого нашего столяра свой уровень. Поэтому если один может сделать максимум табуретку, то второй способен даже отреставрировать мебель.

Марис Гравис провел для нашего еженедельника своего рода экскурсию. Мы даже заглянули в столовую, где как раз испекли аппетитные пирожки. Запах распространялся обалденный. Я продегустировал. Вкусно! Важно, что местные обитатели также вовлечены в приготовление различных блюд. Такие «кухонные» занятия смело можно назвать развивающими.

— Кулинарная группа работает каждый день. Здесь у нас все под контролем. Они режут мясо, овощи, разделывают рыбу и т.д. А в обычных домашних условиях родители часто запрещают умственно неполноценным детям даже заходить на кухню, поскольку там ножи и прочие опасные предметы, — пояснили мне.

«Спасибо за дочь!»

В советские времена в этом уголке на Москачке работал детский садик. Так что помещения в целом приспособлены. 28–летняя «взрослая девочка» Анна приходит сюда изо дня в день уже на протяжении почти десяти лет. И всегда в сопровождении мамы Валентины, поскольку дочь как раз из тех, кто нуждается в постоянном присмотре.

— Я сейчас уже на пенсии, а раньше трудилась кварцедувом на Рижском электроламповом заводе. Я очень рада, что мне удалось пристроить сюда Анну. Да ей и самой нравится. Здесь постоянно проводятся различные культурные мероприятия. Скажем, в пятницу идем в Рижский цирк. Мы уже знаем все программы, — поведала Валентина.

Как выяснилось, Анна любит работать на ткацком станке. Впрочем, как и Валдис. Парень с гордостью показал мне яркого баскетболиста на стене, которого он создал своими руками. «Этого спортсмена я быстро сделал!» — отметил Валдис. Впрочем, другие не такие «шустрые». Все зависит от степени заболевания. Чем случай тяжелее, тем работа продвигается медленнее. Тем не менее именно различные креативные занятия лучше всего развивают психику.

Интересно, что в дневном центре Ceriba ligzda выпускается своя стенная газета «Оптимистка». С ее материалами меня познакомила молодой 25–летний социальный педагог Екатерина Шершнева, выпускница психологическо–педагогического факультета Латвийского университета.

По ее словам, умственно отсталые люди отличаются от всех остальных тем, что они искренние, добрые, никогда не лукавят и не врут. Они всегда говорят то, что думают. И с огромным удовольствием включаются практически в любую игру.

По стопам мамы

Как выяснилось, сам нынешний руководитель Rupju berns начинал в обществе как добровольный помощник. «Можно сказать, я пошел по маминым стопам», — улыбнулся Марис. А вот исполнительный директор Иева Круста призналась, что раньше не имела никакого представления о том, как живут инвалиды и какие у них потребности. После школы поступила в Латвийский университет, а потом случайно, в процессе учебы попала в дневной центр Ceriba ligzda.

— Это было еще в 1998 году. Получается, 16 лет тому назад. Я даже представить себе не могла, что моя судьба так сложится. Училась ведь на преподавателя спорта и здоровья. Решила тут попробовать. Да так и осталась. А потом пошла учиться уже на социального работника.

— Что самое сложное в вашей сфере деятельности?

— Научиться общаться с такими людьми. Они ведь особенные. Поначалу я никак не могла привыкнуть к умственно отсталым. Но со временем пришло осознание того, что эта работа очень нужная и почетная. Ты помогаешь другим облегчить их жизнь. Приятно осознавать, что благодаря тебе их существование более осмысленное и целеустремленное.

По словам Мариса Грависа, бытует мнение, что умственно отсталые дети появляются в неблагополучных семьях, у пьяниц и наркоманов. Однако это вовсе не так. Проблемы могут возникнут в любой семье. Причины разные: генетические отклонения, травмы во время родов и т.д. «Так что от этого, увы, никто не застрахован. У многих наших пап и мам высшее образование. Некоторые из них — весьма известные и даже знаменитые в обществе люди. Есть и профессора, и врачи, и художники. Конечно, они не афишируют, что их дети приходят к нам…»