Фонд Хелпус лого

Анастасия Осипова: Я против БОЛИ. А ты?

8 августа 2012, 20:00 2128 Автор: Анастасия Осипова www.donor.org.ua Почему нельзя обезболивать, что бы человек так не страдал от боли? Почему в нашей стране такая тяжелая ситуация с обезболивающими средствами? Ведь это все можно изменить

«Я тебе говорила, у бабушки – рак?» - моя лучшая подруга с тарелкой в руках, которую несла, чтобы поставить на праздничный стол, останавливается посреди кухни. «Давно уже, оказывается. Поздно что-то делать. Врач сказал, что полгода где-то. Наверное, это страшно, знать, что скоро умрешь? Уже кровотечения начались, и болит все время. Потом, наверное, совсем невыносимо будет?» - Карина даже не спрашивает, она констатирует факты.

Я молчу, чтобы не расстраивать ее еще больше, но во мне все кричит: это неправильно, так не должно быть! Человек не должен чувствовать БОЛЬ, человек имеет право прожить свои последние дни и умереть достойно.

Сейчас, через несколько дней, я пишу статью, и в голове всплывает множество ситуаций, образов и воспоминаний. Наверное, это связанно с родом моей деятельности, благодаря которой я стала замечать такие случаи. Но главное, мне кажется, что я не воспринимаю это как норму, как неизбежность. Я верю, что может быть иначе, что страшный диагноз - еще не приговор на мучения, а всего лишь временное ограничение нашей жизни. Что можно будет принять вовремя таблетку морфина и заниматься повседневными делами, не ожидая приезда скорой помощи - как спасения. Что можно жить достойно, общаться с родственниками, друзьями, успеть закончить все, что хотел. Сделать то, о чем мечтал, и на что никогда не хватало времени.

Неделю назад в хосписе в Германии умерла знакомая моих друзей. До последнего она строила планы: издать книгу своих переводов, звонила друзьям и знакомым. Умная, талантливая, она спорила с мужем о литературе, обсуждала искусство. До последнего!

В это же самое время в нашей стране десятки людей умирают в страшных мучениях. Людей, жизнь которых, как и жизнь их близких, похожа на ад. А потом страшное слово: «отмучился».

…В феврале месяце в Преображенском соборе отпевали мою преподавательницу. Огромное количество людей: студенты, преподаватели, свечи и слова молитвы – сдерживать рыдание было сложно. Я вспоминала стройную женщину с мягкой улыбкой, летящей походкой спускающуюся по лестнице с папкой рисунков в руках… Елену Васильевну, которая улыбаясь, что-то объясняет и подправляет в твоем рисунке. Но в гробу лежала старушка. Страшная болезнь и боль изменили прекрасное лицо до неузнаваемости, и даже смерть не разгладила следы мучений, которые она пережила в последниенедели. Это было ужасно.Осознание, что испытала 52-летняя женщина было страшней, чем ее смерть…

Почему нельзя обезболивать, что бы человек так не страдал от боли? Почему в нашей стране такая тяжелая ситуация с обезболивающими средствами: нет морфия в таблетках, ограниченная доза морфина в сутки, почему только врачи скорой помощи могут его вкалывать, почему так сложно получить рецепт на обезболивающие и он действителен в течении трех суток?.. Ведь это все можно изменить.

Когда я рассказываю об этом, то слышу обычно три основных довода: «мы ничего не изменим», «обезболивающие – это наркотики, и наркоманов станет намного больше», «меня это не касается, у меня нет таких знакомых».

Если сидеть молча, сложа руки, и ничего не делать - точно ничего не измениться. Никогда. Для того что бы что-то изменить, надо об этом как минимум - говорить. А лучше, что-нибудь для этого делать. Несколько лет назад в нашей стране слово «волонтер» никому ни о чем не говорило. Благотворительных организаций были единицы, и к ним относились как к «тазику для «отмывания» денег». Сейчас в каждом крупном городе есть несколько активно действующих фондов и организаций, есть огромное количество людей, готовых бесплатно отдавать свое личное время, если это кому-то может помочь. Значит, если что-то делать, все можно изменить. Главное - не молчать!

А о наркотиках мне, кажется, вообще глупо что-то говорить. Несмотря ни на что, наркоманы в нашей стране есть, и их количество меньше не становится. Но случается, что родственникам больных людей приходится покупать у наркоторговцев запрещенные лекарства, чтобы хоть как-то облегчить последние дни жизни родному человеку. Вот это страшно!

«Меня это не волнует…» Ты не знаешь, что будет завтра, и не дай Боже это коснется твоей семьи или друзей. На сегодняшний день население страны 45 млн., а ежегодно людей нуждающихся в обезболивании 480 тыс. (данные исследований, проведенного международной правозащитной организацией Human Rights Watch ) – это каждый сотый. В наше время, когда круг общения огромен, когда в социальных сетях количество друзей переваливает за 1000, почти у каждого есть знакомый, которому нужно обезболивание.

Не будь равнодушным сегодня. Не оставайся в стороне. Поставь свою подпись, расскажи знакомым, сделай ссылку на своих страницах в социальных сетях. Быть может, именно твое участие будет решающим.

www.stopbil.in.ua

Всеукраинская информационная компания STOP.БОЛЬ инициирована Международным фондом «Возрождение» в рамках программы «Общественное здоровье» и нацелена на защиту права неизлечимо больных людей на достойный образ жизни, несмотря на диагноз и жизненные обстоятельства.

Дописываю статью, перечитываю вслух и вношу правки. За соседним столом сидит Оксана. Несколько лет назад ее свекровь умерла от рака, но мы никогда не говорили об этом. Она не хочет вспоминать, а я не лезу с вопросами. «Моей свекрови сказали, что проживет всего пару месяцев, а прожила девять. Скорая приезжала раз в сутки и делала огромную дозу, после которой она не только страдала от боли, но еще добавлялись и ломки… Это был кошмар. Не дай Бог никому».